Основные типоразмеры крепления колеса легковых автомобилей
Автомобильное колесо крепится к ступице с помощью болтов или шпилек. Но просто закрутить их недостаточно – критически важно, чтобы параметры крепления колеса идеально соответствовали параметрам ступицы. Неправильный подбор крепёжных элементов и несоответствие размеров могут привести к серьезным проблемам: от вибрации и повреждения ступицы до полной потери колеса во время движения. В этой статье мы разберем основные типоразмеры крепления колёс легковых автомобилей, чтобы вы могли безопасно и правильно установить колёса на свой автомобиль.
Что нужно знать о параметрах крепления колеса?
Основные параметры крепления колеса включают в себя:
-
PCD (Pitch Circle Diameter) – Диаметр расположения отверстий: Это диаметр окружности, на которой расположены центры отверстий для крепёжных элементов (болтов или шпилек). Измеряется в миллиметрах (мм).
-
Количество крепёжных отверстий: Это число отверстий для болтов или шпилек на диске.
-
Диаметр центрального отверстия (DIA) – Diameter Inner Aperture: Это диаметр центрального отверстия в диске, которое надевается на выступ ступицы. Измеряется в миллиметрах (мм).
-
Тип крепёжных элементов (болты или шпильки): Различаются по форме головки (сферическая, коническая, плоская) и резьбе.
Расшифровка типоразмера крепления колеса
Типоразмер крепления колеса обычно записывается в формате "A x B", где:
- A – количество крепёжных отверстий.
- B – PCD (диаметр расположения отверстий) в миллиметрах.
Например, типоразмер "5x114.3" означает, что диск имеет 5 крепёжных отверстий, расположенных на окружности диаметром 114.3 мм.
Подробнее о каждом параметре:
-
PCD (Pitch Circle Diameter):
Это, пожалуй, самый важный параметр. Несоответствие PCD даже на несколько миллиметров может привести к тому, что колесо не встанет на ступицу или будет закреплено неправильно, что чревато серьёзными последствиями. При измерении PCD важно быть точным. В случаях с чётным количеством отверстий (например, 4 или 6) измерить PCD легко – достаточно измерить расстояние между центрами противоположных отверстий. С нечётным количеством отверстий (например, 5) измерение PCD сложнее и требует специальных инструментов или онлайн-калькуляторов.
-
Количество крепёжных отверстий:
Количество крепёжных отверстий должно строго соответствовать количеству шпилек или отверстий на ступице.
-
Диаметр центрального отверстия (DIA):
Диаметр центрального отверстия диска должен соответствовать диаметру выступа ступицы. Если DIA диска больше, чем диаметр выступа ступицы, используются специальные центровочные кольца для компенсации разницы и обеспечения правильной центровки колеса. Использовать диски с DIA меньше, чем диаметр выступа ступицы, категорически нельзя.
-
Тип крепёжных элементов (Болты и шпильки):
- Болты: Используются на автомобилях, где крепёжные отверстия находятся непосредственно в ступице.
- Шпильки: Используются на автомобилях, где шпильки впрессованы в ступицу, а колесо крепится гайками.
Важно использовать болты или гайки с правильной формой головки (сферической, конической или плоской), соответствующей форме отверстий в диске. Использование неподходящих крепёжных элементов может привести к неправильной фиксации колеса и его откручиванию во время движения. Также необходимо учитывать длину болтов или шпилек. Слишком короткие болты или шпильки не обеспечат надежного крепления, а слишком длинные могут повредить тормозные механизмы.
Как узнать типоразмер крепления колеса для своего автомобиля?
Узнать типоразмер крепления колеса для вашего автомобиля можно несколькими способами:
- Посмотреть в руководстве по эксплуатации автомобиля: Обычно эта информация указывается в разделе, посвященном колёсам и шинам.
- Найти информацию на специальных сайтах и в каталогах: Подбор по авто
- Обратиться к специалистам в шиномонтажной мастерской: Опытные специалисты помогут вам определить типоразмер крепления колеса и подобрать подходящие диски.
Неправильный подбор: Чем это грозит?
Неправильный подбор типоразмера крепления колеса может привести к серьезным последствиям:
- Вибрация и дисбаланс: Неправильно отцентрированное колесо может вызывать вибрацию и дисбаланс, что приводит к ухудшению управляемости и повышенному износу шин и подвески.
- Повреждение ступицы и колёсных дисков: Неправильно подобранные крепёжные элементы могут повредить ступицу и колёсные диски.
- Откручивание колёс во время движения: Самая опасная ситуация – откручивание колёс во время движения, которое может привести к аварии.
Заключение:
Правильный подбор типоразмера крепления колёс – это залог вашей безопасности на дороге. Будьте внимательны при выборе дисков и крепёжных элементов, используйте только проверенные источники информации и, при необходимости, обращайтесь к специалистам. Помните, что экономия на безопасности может привести к печальным последствиям.
Ниже в таблице приведены примеры распространенных автомобилей, у которых характеристики крепления колеса совпадают полностью или частично. Случись остаться с пробитым колесом и без запаски вдали от цивилизации, вы будете точно знать, какой именно автомобиль стоило бы остановить на трассе, чтобы попросить водителя поделиться с вами запасным колесом. Как минимум до шиномонтажа доберетесь своим ходом. Ну а если совпадает не только разболтовка, но и другие параметры диска (вылет и центральное отверстие), такое колесо можно смело использовать в повседневной эксплуатации.
PCD | Автомобиль | Примечания |
4x100 | Hyundai Getz, Hyundai Solaris, Kia Rio, Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Lada Largus, Lada Vesta, Lada XRAY, Nissan Almera, Renault Logan | Вазовские легковушки эпохи сотрудничества с альянсом Renault-Nissan можно обуть в колеса от многих моделей, построенных на платформе B0: Nissan Almera, Renault Logan или Sandero, а также их модификации. Диски новых ВАЗов полностью взаимозаменяемы с логанообразными. С Весты на Солярис можно, наоборот — нет. Центральное отверстие (DIA): 60,1 и 54,1 мм соответственно. |
5x100 | Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Fabia | Абсолютно взаимозаменяемы |
5x114.3 | Hyundai i30, Hyundai Elantra, Hyundai ix35, Kia cee’d, Kia Cerato, Kia Sportage, Suzuki SX4 classic, Suzuki SX4 new, Renault Duster, Nissan Terrano, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail | У автомобилей Renault и Nissan центральное отверстие диска 66,1 мм, у Hyundai и Kia — 67,1 мм, Suzuki — 60,1. Большее отверстие диска можно надеть на ступицу, меньшее — нет! |
4x108 | Citroen C4, Peugeot 308, Peugeot Partner, Citroen Berlingo, Ford Focus I, Москвич М—2141 | У большинства современных моделей Peugeot и Citroen из легковой линейки разболтовка унифицирована. Такая же и у нашего М-2141. Жаль только, диаметр центрального отверстия у Москвича больше. |
4x98 | ВАЗ 2101–21099, ВАЗ 2110–2112, ВАЗ 2113–2115 ВАЗ-1117-1119 Калина, ВАЗ-2170 Priora, Lada Granta | В случае острой необходимости колесо от классических Жигулей (диаметр центрального отверстия составляет 60 мм) можно использовать на более поздней продукции АВТОВАЗа (DIA — 58.0), которая была выпущена до объединения с альянсом Renault-Nissan. |
5x139.7 | УАЗ 31512, Хантер, Патриот, Шевроле Нива, ВАЗ-21213, 21214 Нива | Колеса у Лады 4х4 и Шевроле Нивы фактически взаимозаменяемы. Теоретически на эти автомобили можно временно поставить и колесо от УАЗа, если других вариантов нет. А наоборот — не получится. Центральное отверстия у УАЗа в диаметре 108 мм, а у тольяттинских полноприводников — 98,5 мм. |