Основные типоразмеры крепления колеса легковых автомобилей

Автомобильное колесо крепится к ступице с помощью болтов или шпилек. Но просто закрутить их недостаточно – критически важно, чтобы параметры крепления колеса идеально соответствовали параметрам ступицы. Неправильный подбор крепёжных элементов и несоответствие размеров могут привести к серьезным проблемам: от вибрации и повреждения ступицы до полной потери колеса во время движения. В этой статье мы разберем основные типоразмеры крепления колёс легковых автомобилей, чтобы вы могли безопасно и правильно установить колёса на свой автомобиль.

Что нужно знать о параметрах крепления колеса?

Основные параметры крепления колеса включают в себя:

  • PCD (Pitch Circle Diameter) – Диаметр расположения отверстий: Это диаметр окружности, на которой расположены центры отверстий для крепёжных элементов (болтов или шпилек). Измеряется в миллиметрах (мм).
  • Количество крепёжных отверстий: Это число отверстий для болтов или шпилек на диске.
  • Диаметр центрального отверстия (DIA) – Diameter Inner Aperture: Это диаметр центрального отверстия в диске, которое надевается на выступ ступицы. Измеряется в миллиметрах (мм).
  • Тип крепёжных элементов (болты или шпильки): Различаются по форме головки (сферическая, коническая, плоская) и резьбе.

Расшифровка типоразмера крепления колеса

Типоразмер крепления колеса обычно записывается в формате "A x B", где:

  • A – количество крепёжных отверстий.
  • B – PCD (диаметр расположения отверстий) в миллиметрах.

Например, типоразмер "5x114.3" означает, что диск имеет 5 крепёжных отверстий, расположенных на окружности диаметром 114.3 мм.

Подробнее о каждом параметре:

  1. PCD (Pitch Circle Diameter):

    Это, пожалуй, самый важный параметр. Несоответствие PCD даже на несколько миллиметров может привести к тому, что колесо не встанет на ступицу или будет закреплено неправильно, что чревато серьёзными последствиями. При измерении PCD важно быть точным. В случаях с чётным количеством отверстий (например, 4 или 6) измерить PCD легко – достаточно измерить расстояние между центрами противоположных отверстий. С нечётным количеством отверстий (например, 5) измерение PCD сложнее и требует специальных инструментов или онлайн-калькуляторов.

  2. Количество крепёжных отверстий:

    Количество крепёжных отверстий должно строго соответствовать количеству шпилек или отверстий на ступице.

  3. Диаметр центрального отверстия (DIA):

    Диаметр центрального отверстия диска должен соответствовать диаметру выступа ступицы. Если DIA диска больше, чем диаметр выступа ступицы, используются специальные центровочные кольца для компенсации разницы и обеспечения правильной центровки колеса. Использовать диски с DIA меньше, чем диаметр выступа ступицы, категорически нельзя.

  4. Тип крепёжных элементов (Болты и шпильки):

    • Болты: Используются на автомобилях, где крепёжные отверстия находятся непосредственно в ступице.
    • Шпильки: Используются на автомобилях, где шпильки впрессованы в ступицу, а колесо крепится гайками.

    Важно использовать болты или гайки с правильной формой головки (сферической, конической или плоской), соответствующей форме отверстий в диске. Использование неподходящих крепёжных элементов может привести к неправильной фиксации колеса и его откручиванию во время движения. Также необходимо учитывать длину болтов или шпилек. Слишком короткие болты или шпильки не обеспечат надежного крепления, а слишком длинные могут повредить тормозные механизмы.

Как узнать типоразмер крепления колеса для своего автомобиля?

Узнать типоразмер крепления колеса для вашего автомобиля можно несколькими способами:

  • Посмотреть в руководстве по эксплуатации автомобиля: Обычно эта информация указывается в разделе, посвященном колёсам и шинам.
  • Найти информацию на специальных сайтах и в каталогах: Подбор по авто
  • Обратиться к специалистам в шиномонтажной мастерской: Опытные специалисты помогут вам определить типоразмер крепления колеса и подобрать подходящие диски.

Неправильный подбор: Чем это грозит?

Неправильный подбор типоразмера крепления колеса может привести к серьезным последствиям:

  • Вибрация и дисбаланс: Неправильно отцентрированное колесо может вызывать вибрацию и дисбаланс, что приводит к ухудшению управляемости и повышенному износу шин и подвески.
  • Повреждение ступицы и колёсных дисков: Неправильно подобранные крепёжные элементы могут повредить ступицу и колёсные диски.
  • Откручивание колёс во время движения: Самая опасная ситуация – откручивание колёс во время движения, которое может привести к аварии.

Заключение:

Правильный подбор типоразмера крепления колёс – это залог вашей безопасности на дороге. Будьте внимательны при выборе дисков и крепёжных элементов, используйте только проверенные источники информации и, при необходимости, обращайтесь к специалистам. Помните, что экономия на безопасности может привести к печальным последствиям.

Ниже в таблице приведены примеры распространенных автомобилей, у которых характеристики крепления колеса совпадают полностью или частично. Случись остаться с пробитым колесом и без запаски вдали от цивилизации, вы будете точно знать, какой именно автомобиль стоило бы остановить на трассе, чтобы попросить водителя поделиться с вами запасным колесом. Как минимум до шиномонтажа доберетесь своим ходом. Ну а если совпадает не только разболтовка, но и другие параметры диска (вылет и центральное отверстие), такое колесо можно смело использовать в повседневной эксплуатации.


PCD

Автомобиль

Примечания

4x100

Hyundai Getz, Hyundai Solaris, Kia Rio, Chevrolet Lanos, Daewoo Nexia, Lada Largus, Lada Vesta, Lada XRAY, Nissan Almera, Renault Logan

Вазовские легковушки эпохи сотрудничества с альянсом Renault-Nissan можно обуть в колеса от многих моделей, построенных на платформе B0: Nissan Almera, Renault Logan или Sandero, а также их модификации. Диски новых ВАЗов полностью взаимозаменяемы с логанообразными. С Весты на Солярис можно, наоборот — нет. Центральное отверстие (DIA): 60,1 и 54,1 мм соответственно.

5x100

Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Fabia

Абсолютно взаимозаменяемы

5x114.3

Hyundai i30, Hyundai Elantra, Hyundai ix35, Kia cee’d, Kia Cerato, Kia Sportage, Suzuki SX4 classic, Suzuki SX4 new, Renault Duster, Nissan Terrano, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail

У автомобилей Renault и Nissan центральное отверстие диска 66,1 мм, у Hyundai и Kia — 67,1 мм, Suzuki — 60,1. Большее отверстие диска можно надеть на ступицу, меньшее — нет!

4x108

Citroen C4, Peugeot 308, Peugeot Partner, Citroen Berlingo, Ford Focus I, Москвич М—2141

У большинства современных моделей Peugeot и Citroen из легковой линейки разболтовка унифицирована. Такая же и у нашего М-2141. Жаль только, диаметр центрального отверстия у Москвича больше.

4x98

ВАЗ 2101–21099, ВАЗ 2110–2112, ВАЗ 2113–2115 ВАЗ-1117-1119 Калина, ВАЗ-2170 Priora, Lada Granta

В случае острой необходимости колесо от классических Жигулей (диаметр центрального отверстия составляет 60 мм) можно использовать на более поздней продукции АВТОВАЗа (DIA — 58.0), которая была выпущена до объединения с альянсом Renault-Nissan.

5x139.7

УАЗ 31512, Хантер, Патриот, Шевроле Нива, ВАЗ-21213, 21214 Нива

Колеса у Лады 4х4 и Шевроле Нивы фактически взаимозаменяемы. Теоретически на эти автомобили можно временно поставить и колесо от УАЗа, если других вариантов нет. А наоборот — не получится. Центральное отверстия у УАЗа в диаметре 108 мм, а у тольяттинских полноприводников — 98,5 мм.